Опубликовано: 19.03.2011 («Белгородские Известия»)
Вот уже три года прошло, как от нас ушёл Виталий Ануфриевич Собровин. Но кажется, что сейчас зазвонит телефон и в трубке раздастся хрипловатый голос, который нельзя было спутать ни с чьим другим: «Как дела, старик? А я вот снимки сделал — шедевр. Приходи, покажу». Причём это могло случиться в любое время суток. Деления на часы Собровин не признавал. Если, конечно, не был на съёмке.
А большую и лучшую, по его собственному признанию, часть своей жизни он проводил в съёмочных путешествиях. Работая над книгой «Строкою Пушкина воспето…», Виталий Ануфриевич объездил все места, связанные с именем поэта: Кавказ, Петербург, Москву, Тригорское, Болдино, Михайловское… На это ушёл не один год. Снимал летом, осенью, зимой, днём и ночью. Тонкости питерских белых ночей, строгая красота российской природы — всё это было отражено на листах фотобумаги. И было созвучно поэзии А.С.Пушкина.
Я познакомился с Виталием Ануфриевичем в 1973 году, когда сам начал работать фотокорреспондентом в областной молодёжной газете. А в то время работа в штате газеты обеспечивала гарантированный кусок хлеба. Собровин же именно тогда бросил газетную работу и ушёл на «вольные хлеба».
Как выживал фотограф Собровин, надо спросить у его верной спутницы Людмилы Александровны. К тому же существовала 209-я статья УК РСФСР, согласно которой каждый советский человек должен работать. А работой считалось, если есть запись в трудовой книжке, всё остальное — тунеядство. Кстати, по этой статье был судом приговорён к ссылке будущий нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский. А сколько художников, музыкантов работали дворниками, кочегарами, сторожами! Это было время самых интеллигентных работников коммунхоза.
Вот так и жил Собровин. Перебивался случайными заработками, но своего дела не бросал. Делал фотоочерки о Тургеневе, Пушкине, Поленове, рассылал по редакциям областных и краевых газет. Приходили гонорары, тем и жил. Фотографии были классные. А делал их в небольшой квартире, мастерская у него появилась значительно позже благодаря выходу в издательстве «Планета» его первой книги. Это уже позже, на склоне лет Виталий Ануфриевич был обласкан властями. Стал и заслуженным, и почётным. Это всё потом…
Если рассматривать фотографии Собровина в хронологическом порядке, кажется, что никакой эволюции в его творчестве и нет. Как говорится, «Бог его поцеловал, ангел за руку держал — вот и все секреты». Но это не совсем так. За всем этим стояли титанический труд и всепоглощающая любовь к фотографии. Работая примитивным по нынешним меркам оборудованием, он добивался великолепных результатов. Причём всё вручную. От съёмки до конечного результата — выставочного снимка.
Если говорить о творчестве Собровина, то, конечно, он реалист. Основной его жанр — это пейзаж. Именно через пейзаж фотограф передаёт чувства. И всё это языком чёрно-белой фотографии. Причём владел Виталий Ануфриевич техникой передачи полутонов в совершенстве. Он прекрасно знал, что хотел передать зрителю, и добивался этого. У него нет случайных шедевров, потому что был он профессионалом.
Сейчас часто ведут споры, что есть профессионализм и любительство. Часто судят по тому, что, мол, профессионал зарабатывает фотографией, а фотолюбитель снимает для души. Это чепуха. Профессионал — это фотограф, который чётко знает, каким должен быть его снимок, и он его делает. Снимая пейзажи, Собровин неделями ждал, когда небо станет именно таким, каким он его себе уже представил. И всегда добивался нужного результата. Обратите внимание, ни на одном его снимке нет, как говорят, «пустого» неба.
17 февраля, в день рождения Собровина, в Белгороде открылась городская фотогалерея, названная его именем. В день открытия здесь экспонировалась ретроспективная выставка работ этого замечательного мастера, причём многие работы он не успел при жизни показать. Сейчас люди их увидели. Собровин ушёл из жизни не дряхлым стариком и мог бы ещё многое сделать. В нашей памяти он останется человеком с фотокамерой. Профессионалом.
Владимир Щекалов