Кто он, художник? Творец? Проводник высшей идеи или переводчик, производящий «перевод» объектов реального мира образов, чувств и человеческих страстей посредством поэтического слова, линии, красочного мазка? Так или иначе, но художники продвигают своим искусством зрителя к постижению высшей истины. К этой редкой категории людей, щедро дарующих окружающим преображенный внешний мир, принадлежал и белгородский фотохудожник Виталий Собровин. Тот, кто хоть раз видел его лирические фотоэтюды, навсегда был покорен гармонией, покоем, искренней доверительностью, с которой автор открывал зрителю свое мироощущение.
Любой его снимок содержит в себе, кроме отражений, теней предметов, также и взгляд смотрящего на них человека с камерой. И этот свой взгляд на внешний мир, представленный Виталием Собровиным в фотоработах, неминуемо оказывался вдруг или созвучным зрительскому, или неожиданным открытием, сразу же безоговорочно принятым, как нечто свое родное, просто почему-то не увиденное ранее. Снимок, являясь изобразительным высказыванием автора, обязательно предполагает связь с тем, кто это высказывание воспринимает. В этом смысле у фотохудожника Собровина была счастливая судьба, он знал и что сказать людям, и как это сделать, чтобы его мысль, выраженная в кадре, нашла эмоциональный отклик. Фотограф – не только свидетель времени, но и, своего рода, его хранитель. Только фотографу подвластно не просто остановить мгновение на века, но и мгновенно сфокусировать «точку зрения глаза», с «точкой зрения сердца». Это было хорошо известно Виталию Собровину, и наверное, надо было иметь такой неугомонный характер, как у него, такую трепетную душу, такую потрясающую работоспособность, чтобы на протяжении шестидесяти лет не уставая находить в неуловимо меняющемся реальном мире, подлинную неизменную красоту.
Основополагающей темой для Собровина в течение всей творческой жизни, была тема любви к родному краю, к малой родине – Белогорью. Творческим выходом этой бесконечной любви стали многочисленные выставки, выпуски буклетов, серии открыток, издания фотоальбомов, («Озаренный первым Салютом», «Белогорье, синие дали», объемный альбом «Святое Белогорье», «Красиво»). Как человек, тонко чувствующий, живущий богатой внутренней жизнью, Собровин никогда не замыкался в рамках узкой темы, ведь для него Белогорье – неотъемлемая часть России, Земли Русской. А Русь, с ее историей, культурой была для него бездонным кладезем тем для раздумий и творчества. Результатом обращения к русской поэзии и прозе, которую он хорошо знал и любил, стали альбомы, посвященные Тургеневу и Пушкину и многочисленные вернисажи в Белгороде и Москве, Польше и Германии… Сами названия говорят за себя: «Строкою Пушкина воспето», «Душа моя, все мысли мои в России», «Времена года Чайковского», «Осень в Поленове», «Любите Россию», «Война и мир»…
— Господи! Пошли нам силы душевные познать всю красоту земли, созданную тобой! – восклицал Виталий Ануфриевич, а сам всем своим творчеством доказывал, что имел не только стремление, желание и силы душевные познать эту красоту, но и дарить ее окружающим. Именно гимном красоте можно назвать и последнюю грандиозную юбилейную выставку фотохудожника «К вершинам духа». Разделы выставки, посвященные любимым поэтам и писателям, художникам и композиторам, путешественникам и обычным людям, бескрайним простором земли, морской стихии и безбрежным небесам, воспринимались как взаимосвязанные главы неторопливого, развернутого повествования. Недаром сам автор назвал эту экспозицию фото-эпопеей.
Литературные аналогии отнюдь не случайны. Из отдельных снимков-фотокартин Виталий Собровин компоновал тематические подборки, создавая законченный зрительный и смысловой образ. Своего рада фото-новеллы, требующие не только визуального созерцания, но и размышления, вызывающие в зрительном восприятии биотоки ассоциаций и воспоминаний из собственной жизни.
Рассматривая фотографии Виталия Собровина, а их в творческом наследии сотни и тысячи, понимаешь их актуальность, которая на заре нового тысячелетия более чем очевидна. Сейчас, когда все так устали и немного очерствели от политических игр, экономических неурядиц, криминального беспредела, засилья пошлости и халтуры в искусстве да просто бытовых проблем, душа по-особому тянется к чему-то подлинному, чистому, и каждая даже самая короткая встреча с прекрасным согревает наши сердца.
Фотоискусство Виталия Собровина, безусловно, делает эту встречу реальной. От его работ благодаря мастерству и разнообразию лирических настроений веет искренним восторгом, с которым автор делится со своим зрителем, пытаясь пробудить в нем «чувства добрые».
Фото-картины Виталия Ануфриевича позволяют за совсем непродолжительное время перенестись в самые разные уголки России и мира. Полюбоваться величием Московского Кремля, восхититься шедеврами петербургских зодчих, окунуться в бездонную синь Байкала, услышать последний крик журавлей у старой мельницы в Михайловском, пройтись по аллее Анны Керн, помечтать об «алых парусах» у набегающей морской волны Феодосии, услышать шорох осенних листьев в Спасском-Лутовинове…Да мало ли что можно еще увидеть, вспомнить и почувствовать, разглядывая фотографии неисправимого романтика и лирика Виталия Собровина.
Галина Половина, искусствовед, член СХР