Наверное, мало найдётся в мире людей, которые никогда не слышали имя Альфреда Стиглица. Легендарный фотограф внес неоценимый вклад в развитие фотоискусства. Во многом благодаря его деятельности фотография обрела признание как один из видов изобразительного искусства наряду с живописью, графикой, скульптурой. По его инициативе музей Метрополитен и другие музеи Америки начали коллекционировать фотографию. Он первым познакомил американское общество с европейским художественным авангардом начала XX века и был учителем и наставником многих американских фотографов и живописцев, работавших в стиле модерн. Журнал Life назвал Альфреда Стиглица в числе ста наиболее влиятельных американцев ХХ столетия.
The Steerage или «Пассажиры третьего класса» — одна из наиболее значительных работ Альфреда Стиглица. Фотография была сделана весной 1907 года. Фотограф вместе с семьёй плыл из Америки в Европу на пароходе «Кайзер Вильгельм II». На его борту пассажиры, эмигрировавшие в Америку, но вынужденные вернуться обратно домой. Во время плаванья он с семьей располагался на верхней палубе в первом классе среди респектабельной публики. Как-то, взглянув вниз, где находились пассажиры третьего класса, он поразился, увидев скопление эмигрантской бедноты. Кто-то из них возвращался домой, не найдя своего счастья, кто-то после временного заработка, кого-то страдал из-за плохого самочувствия или от старости, на нижней палубе были женщины и дети. Стиглиц сфотографировал пассажиров нижней палубы, рассматривающих едущую сверху богатую публику. По словам Стиглица, запечатлённая на снимке сцена буквально очаровала его:«Я видел формы, взаимосвязанные друг с другом,— целую картину форм, а за ней образы не дававшие мне покоя: простые люди, ощущение пребывания на судне, океан, чувство о том, что я далёк от толпы, всех, от тех кто относит себя к бедным и тех кто относит себя к богатым».
Фотография «Пассажиры третьего класса» открывает новый этап в творчестве мастера, его переход от романтики девятнадцатого века к модернизму — начала XX. Снимок делится на две части, верхнюю и нижнюю, мостками.
Внизу парохода – бедный класс, вверху – зажиточный. Совмещение разных пространств в одной фотографии создает ощущении коллажа. Эту фотографию он считал новым шагом в своём развитии как фотографа, поскольку снимок «основывался на взаимоотношении форм и на глубоком человеческом чувстве». Сам автор считал снимок триумфом его творчества. Стиглиц говорил: «Если бы у меня не было всех моих фотографий и была бы только одна «Пассажиры третьего класса», я был бы удовлетворён».
Источники: