Имя немецкого новатора Йозефа Альберта связано с историей фотографии благодаря его изобретению – так называемой «альбертипии» (усовершенст-вованной фототипии), распространившейся в Германии под названием «Lichtdruck» (светотипия). Эта весьма эффективная технология высококачественного тиражирования изображений, успешно вырвалась вперед в шквале экспериментальных поисков и находок середины 1860-х годов. Все они, и, в частности, метод Альберта, способствовали очередному техническому прорыву в области фотографического изобретательства, результатом чего стало появление массового фотомеханического репродуцирования, заложившего основу будущей индустрии иллюстрированных изданий.
Йозеф (Иосиф) Альберт родился в Мюнхене, Королевство Бавария.
Изучал сначала строительное искусство в Мюнхенском политехническом училище и в академии, затем посвятил себя фотографии и основал в 1840 году фотографическое заведение в Аугсбурге, а в 1858 году он переместил его в Мюнхен.
Альберт приобрёл себе впервые известность воспроизведением ручных рисунков и гравюр на меди (например, «Гётевские женщины» по рисункам Каульбаха, «Басня о семи воронах» Швинда, иллюстрации к юбилейному изданию стихотворений Шиллера по рисункам Пилоти, Рамберга и др., «Ганнибалов поход» Ретеля и т.д.). Затем, уже в Мюнхене, Альберт стал одним из придворных фотографов короля Баварии Людвига.
Кроме других предприятий, касавшихся и воспроизведения картин, писанных масляными красками, особенная заслуга Альберта состоит в усовершенствовании фотомеханического процесса, так называемой фототипии, который в честь его и называют иногда альбертипией или альбертотипией.
Его сын Ойген Альберт (1856—1929) также стал фотографом, одним из основателей Фотографического союза.