Фронтовые фотографы и их шедевры. Макс Альперт

Известный советский фоторепортер, один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии Макс Владимирович Альперт (1899-1980 гг.) Он родился в Симферополе в 1899 году («еще в прошлом веке», — как любил впоследствии говорить сам Альперт), а на фотографа учился в Одессе. После окончания Гражданской войны Макс Альперт приехал в Москву и устроился фотокорреспондентом.

Макс Альперт
Макс Альперт

Настоящим открытием Макса Альперта стал жанр фоторепортажа — серии снимков, объединенных одной темой, одним событием.

Его фотоработы отличаются глубиной перспективы, контрастным сопоставлением крупных фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений или естественных ландшафтов — на заднем. Даже в тех случаях, когда в объектив Альперта попадали большие массы людей, «схваченные» как бы с высоты птичьего полета, человеческие фигуры на его фотографиях не сбивались в безликую толпу. Каждая из них живет на его фотографиях своей, индивидуальной жизнью, а все вместе они подчеркивают, усиливают динамику целого.

Профессиональное мастерство, накопленное Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказалось востребовано, когда началась Великая Отечественная война. Будучи корреспондентом ТАСС и «Совинформбюро», Альперт часто выезжал на фронт, делал снимки, как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы.

Макс Альперт. «Комбат», 1942. На снимке изображен младший политрук Еременко Алексей Гордеевич.
Макс Альперт. «Комбат», 1942. На снимке изображен младший политрук Еременко Алексей Гордеевич.

Так, снимок под названием «Комбат» стал одним из самых известных во всей фотолетописи Второй мировой. Примечательно, что построен он по тем же законам, что и лучшие из предыдущих работ фотохудожника — энергичная фигура командира во весь первый план, выросшая на фоне бесконечного неба и кромки земли, к которой прижимаются лежащие вдалеке солдаты, демонстрирует готовность человека встать на грань между жизнью и смертью. Если учесть обстановку, в которой сделан снимок, то становится ясно, какое мастерство требовалось от фотографа, чтобы превратить мимолетный эпизод боя в символ героизма и силы духа красноармейцев. Как справедливо писали критики, если бы Альперт снял только «Комбата», то и тогда его имя навсегда осталось бы в истории советской документальной фотографии.

Длительное время, несмотря на то, что снимок был знаменит, личность изображённого на ней человека оставалась неизвестной.

12 июля 1942 года, погиб смертью героя младший политрук (220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии) Алексей Ерёменко.

Фотокорреспондент находился на поле боя около села Хорошее между реками Лугань и Лозовая, он занял позицию в окопе впереди линии обороны. В этот момент началась атака немцев, прошёл авианалёт и начался артобстрел. Альперт увидел поднявшегося командира и сразу его сфотографировал. В тот же самый момент осколок разбил объектив фотоаппарата. Корреспондент посчитал, что плёнка погибла и кадр утрачен безвозвратно. Вскоре он услышал, как по цепи передали: «Комбата убили». Имя и должность командира остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.

Позже оказалось, что плёнка цела и кадр с комбатом тоже. Такая удача у фотокорреспондента бывает редко. Он стал символом воинского мужества, доблести и отваги всех защитников Отечества. Снимок обошел весь мир.

"На передовой" ("Артиллерийский расчет")
«На передовой» («Артиллерийский расчет»)

Обращает на себя внимание и другой снимок Макса Альперта, сделанный на Северо-Кавказском фронте, — «На передовой» («Артиллерийский расчет»). Орудие, расположенное на переднем плане в центре, становится осевой точкой композиции, к которой примыкает освещенный со спины расчет и клубящаяся прямо за обрезом ствола тьма. Скорее всего, снимок специально отретуширован с таким расчетом, чтобы усилить контрастное противостояние света и тьмы (которые сталкиваются здесь с яростью стихийных сил), но вряд ли стоит упрекать фотографа за подобное «вмешательство» в достоверность. Перед нами не просто документальный отчет с поля боя — это художественное произведение, раскрывающее высшую правду войны, далеко выходящую за рамки достоверности отдельно взятого ее эпизода.

«По дорогам войны», Великая Отечественная война, Беженцы, 1943
«По дорогам войны», Великая Отечественная война, Беженцы, 1943

Еще один шедевр Альперта — его знаменитый снимок «По дорогам войны». Колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев — впереди выделяется женщина с двумя детьми — теряется в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ. Ощущение человеческого горя многократно усиливается благодаря найденной фотографом «точке зрения», военная обыденность разрастается до символа четырехлетних страданий всего советского народа.

Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. На снимке сводный полк Второго Белорусского фронта на параде
Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. На снимке сводный полк Второго Белорусского фронта на параде

Макс Альперт не оставил фотографию и после войны (вместе с наступающими войсками он побывал в Берлине, а потом в Праге). За годы работы он создал еще немало выдающихся произведений. Макс Владимирович Альперт, проработавший фоторепортером 55 лет, ушел из жизни в 1980 году. За годы своей творческой деятельности он удостоился множества разнообразных отечественных и зарубежных наград.

Солдаты Белорусского фронта отдыхают после боя во время Великой Отечественной войны. Белоруссия, 1 апреля 1944 г.
Солдаты Белорусского фронта отдыхают после боя во время Великой Отечественной войны. Белоруссия, 1 апреля 1944 г.
Советские разведчики преодолевают водную преграду. Краснодарский край.
Советские разведчики преодолевают водную преграду. Краснодарский край.
Маршалы Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский (1896—1968 гг., слева) и Георгий Константинович Жуков (1896—1974 гг.)
Знаменная группа 2-го Белорусского фронта на Красной площади во время Парада Победы
Батарея старшего лейтенанта А. Кузнецова ведет огонь с позиции в заснеженных Карпатских горах. Первые два орудия — трофейные
Саперы Центральной военно-технической школы дрессировки маршируют с собаками по Красной площади во время Парада Победы
Советские пехотинцы ведут оборонительный бой в предгорьях Кавказа
Советские воины-освободители проходят по улицам станицы Крымская. Северо-Кавказский фронт

08.05.2020 09:34 12+

Запись опубликована в рубрике Виртуальные экскурсии, Новости, Победа! 75 лет. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: